пятница, 26 января 2018 г.

Готовимся к публичному выступлению: советы из опыта

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем скоро многим из нас предстоит выступить на школьной конференции. Уверена, что каждый отнесётся к этому очень серьёзно, но...
Мне приходится часто выступать самой и слушать выступления, а потому хочу поделиться с вами собственными размышлениями о том, как надо подготовиться к публичному выступлению.

Вы когда-нибудь задумывались, из чего складывается впечатление от нашего выступления? Открою секрет: визуальное восприятие - то, что видит публика, это 60% всего впечатления. То, как Вы говорите, - это 30%.  И, наконец, что Вы говорите, имеет значение всего на 10%.
Ужасающие цифры, правда? Ведь мы столько времени уделяем содержанию нашего выступления, что порой забываем обо всём остальном...
Человек мыслит образами, а не словами. Поэтому так важна Ваша поза, жестикуляция, зрительный контакт.

Предлагаю рассмотреть примеры и составить несколько правил, которые помогут сделать наши выступления чуточку лучше, я бы даже сказала, качественнее.

Пример 1. Перед залом выступает очень хорошо подготовленный педагог. Его речь размеренна и грамотна, он практически не заглядывает в текст выступления, который лежит перед ним на трибуне. Но перед тем, как нужно сменить слайд, на 90 градусов поворачивается к одному из модераторов встречи, управляющему презентацией, и подмигивает, тем самым сигнализируя, что пора менять слайд. Как вариант, часто встречающийся в практике, - подмигивание заменяется поворотом головы и кивком, или уж совсем вопиющий случай - словами "Следующий слайд, пожалуйста".И обязательно во время выступления несколько "проверок" - соответствует ли слайд на экране произносимому тексту... 
Узнали себя или коллег - очень жаль... А ведь эти маленькие (но так видные из зала) "шероховатости" можно изначально не допустить даже двумя способами:
-- взяв беспроводную мышку/Presenter и управляя презентацией самостоятельно,
-- если нет такой возможности или расстояние слишком большое, то можно распечатать второй вариант своего выступления и перед началом мероприятия отдать его человеку, который будет следить за сменой слайдов.
Я поступаю по-разному, всё зависит от мероприятия, но в последнее время чаще всего склоняюсь ко второму варианту. После одной из конференций, я даже подошла к модератору мероприятия и спросила, кто кроме меня дал второй вариант выступления? Оказалось, что никто... Беспроводной мышкой также никто не запасся...
Итак, предлагаю ПРАВИЛО №1:
Распечатывать два экземпляра выступления и отдавать один их них помощнику за компьютером, и/или брать с собой беспроводную мышку/Presenter.

Пример 2. Уже из другого мероприятия.
Выступающий очень хорошо говорит, всем интересно, но презентация не читается - на сером фоне белые буквы или на красном - синие, обилие мелкого текста на каждом слайде, отсутствие титульного листа, слайды сменяются с огромной скоростью, на каждом слайде разное оформление (цвета, шрифты)... Я перечислила самые типичные ошибки, которые можно часто встретить.
Презентация должна быть читаемой, картинки и текст должны быть крупными. Не делайте черный текст на темном фоне - на экране монитора может быть видно, но когда изображение будет переноситься через проектор, то цвет будет искажаться, а если в аудитории будет еще и светло, то вообще ничего видно не будет. Пусть Вы вставили самые простые черно-белые графики и диаграммы и у Вас самое простое оформление, но зато Вашу презентацию можно прочитать. Не делайте презентацию слишком объёмной - 15 слайдов на 10 минут выступления - более чем достаточно. Дайте аудитории время ознакомится с информацией, которая представлена на Вашем слайде. И, конечно же, не читайте всё, что аудитория видит на экране - Вы ведь выступаете перед умеющими читать, или нет?! )))))
ПРАВИЛО №2:
Сделайте качественную презентацию к своему выступлению.

Если Вы проводили мастер-класс перед большой аудиторией, то знаете, что для выступления Вам может понадобиться (маркеры, листики, ручки, указка и пр.)  Не думайте, что кто-то возьмет какие-нибудь маркеры-лазерную указку-ручки или что-то еще, что необходимо Вам для выступления. Всегда смотрится хорошо, когда Вы полностью готовы. Это - Уровень, а не уровЕнь (как любит говорить моя хорошая знакомая))))) )
Итак, ПРАВИЛО №3:
Все, что Вам потребуется для выступления, берите с собой.

Внешний вид также имеет немаловажное значение. ПРАВИЛО №4: Постарайтесь одеваться соответственно месту, где Вам необходимо выступать. Многие вообще не смотрят на одежду, им кажется, что самое главное - это их слова и картинки на экране. Но это не так (помним про 10%!). Как Вы думаете, понравится ли всем, если Вы явитесь на какую-нибудь конференцию в повседневной одежде, без макияжа и с растрёпанными волосами? К сожалению, и такое тоже бывает, а люди могут подумать, что и к работе Вы относитесь так же небрежно.

При желании в интернете Вы найдёте много статей по ораторскому искусству, много советов о том, как завладеть вниманием аудитории, но моя искренняя убеждённость в том, что во время выступления педагога не может быть шума и разговоров в зале! Вы же педагог!!! Шум может быть только в тех случаях, когда Вы сами это позволяете - совсем не интересно рассказываете, если тема безразлична Вам и слушающим (в таком случае зачем вообще выступать-то?), если Вы не соблюдаете регламент... Помните выражение: "Точность - вежливость королей"? Это и есть ПРАВИЛО №5: Неукоснительно соблюдать регламент выступления! 

А ПРАВИЛО №6 будет гласить: Чувствуйте аудиторию, перед которой выступаете, не допускайте шума.
Как? Мой совет очень прост, он выверен годами))))) Скажите несколько слов, а потом замолчите, потом ещё несколько слов, снова замолчите, хорошо при этом ещё и немного менять громкость своей речи... Но для этого очень нужны выдержка и самообладание...
Речь должна быть четкой, не монотонной, громкой, с паузами и акцентами на самом важном. Хорошо помогает жестикуляция. Обязательно заучите произношение самых сложных слов, поставьте в своём тексте ударения...

Думаю, Вы согласитесь, что успешное публичное выступление начинается с подготовки речи. Необходимо узнать заранее, где и перед кем Вам предстоит выступить: взгляды и интересы, численность, ожидания от Вас... Только после этого можно готовиться к публичному выступлению. ПРАВИЛО №7: Выступление должно соответствовать аудитории, быть понятным.
Приведу пример про моё выступление на одном мероприятии...
Тема: "Использование блога учителя во внеклассной и внеурочной деятельности".
Аудитория: учителя географии города Краснодара, подавляющая часть которых не отличит блог от сайта, у которых нет собственного интернет-ресурса.
Поэтому я не стала употреблять слова, которые большинство и не слышало (гаджет-виджет, модерация и пр.), не заостряла внимание на технической стороне. Но, думаю, моё выступление было понятным всем. А ведь это-то и главное!

ПРАВИЛО №8 совсем простое, но может кому-то показаться спорным: Во время выступления нужно стоять, а не сидеть (только если это не оговорено правилами заранее). Видите трибуну для выступлений, но удобненько усаживаетесь на стульчик перед ПК, чтобы опять-таки удобненько было листать слайды? ))))) Вспоминаем заранее о правиле №1 и становимся за трибуну. Во-первых, таким образом вы дисциплинируете себя. Во-вторых, стоя и сидя у Вас совсем разный тембр речи, скорость говорения, мимика... В-третьих, так легче следить за реакцией зала на Ваши слова (ведь для Вас это важно, правда?). А в-четвёртых, сугубо моё личное мнение, таким образом Вы не ставите себя выше окружающих, но даёте им возможность рассмотреть себя, а также срабатывает на подсознательном уровне (все мы родом из школы) ассоциирование аудитории с классом, а Вас - с учителем, которого нужно слушать...

СЕКРЕТНОЕ ПРАВИЛО: Раздатка обязательна!
Да, для себя я сделала это правилом! Стараюсь обязательно оставить что-то "на память" аудитории, чтобы всё сказанное мною запомнилось, чтобы даже по прошествии времени и желании, могли вернуться к моим словам. Но раздатка у меня всегда компактная (форматом не больше А5), информативная и с контактной информацией - адресом блога, телефоном, электронной почтой...

На этом и остановлюсь.
Очень рекомендую тем, кто боится выступать перед публикой, прочитать статью "Публичные выступления" на сайте "Страхи и фобии".

Что скажете, коллеги? 
Делитесь и своими правилами!!

И вопрос: может, написать подробнее о том, как лучше приготовить раздатку на мероприятие? Если получу хотя бы два "Да" в комментариях - напишу))))))

P.S. Помните: публичное выступление должно вызывать радость от того, что Вы делитесь своими идеями, размышлениями, а не страх...

Автор источника данной статьи не возражает, что я её опубликовала в блоге МИП)))))))

20 комментариев:

  1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Вы правы, даже самая прекрасно подготовленная презентация и наишикарнейший, наипознавательнейший текст не будут выглядеть достойно без определенных навыков ораторского искусства и поведения выступающего.
    Зачастую сами выступающие провоцируют слушателей на "не правильное" поведение во время выступления.
    Ваши советы будут как нельзя кстати будущим ораторам.
    Спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Поймала себя на мысли, что слышала, как ИВАН выступает, а вот как Вы выступаете?!))) Очень буду рада услышать Вас в одну из пятниц февраля в гимназии №18 на.... мероприятии! Пусть всё получится, а советы пригодятся!!!
      Спасибо Вам за неравнодушие!

      Удалить
    2. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      Спасибо за приглашение. С удовольствием расскажу всем, КАК я стала блогером. Вот уж точно, "путь сложен и тернист", но зато сейчас практически нет проблем (на том уровне, где я сейчас)

      Удалить
    3. Ирина Валерьевна, буду очень рада сотрудничеству!

      Удалить
  2. Лилия Павловна,здравствуйте.Полезная статья даже для тех,кто имеет опыт публичного выступления. Неоспорим факт знания материала,очень важна синхронизация речи и визуализации.С внешним видом согласна.Этикет никто не отменял.Меня почему-то везде слушают нормально.А вот с раздаточным материалом осеклась единожды.Взяла,как пример,книгу,показывая её с трибуны.Что с ней потом было,когда по просьбе слушателей,дала подержать в руках!?Без моего разрешения снимали на телефон,обращались неаккуратно.Это урок мне.Но и я увидела уровень воспитанности своих же коллег.
    С уважением.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Анатольевна! К сожалению, бывает так, что что-то ценное, что есть в единственном экземпляре в зал передавать бывает небезопасно...
      И меня слушают нормально! Я думаю, что мы с Вами выступаем по темам, которые интересны НАМ, а значит, видя искренний интерес рассказчика, им проникаются и слушатели! К сожалению, бывают и формальные доклады. Всегда считаю, что это просто зря потраченное, украденное время!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Лилия Павловна. Благодарю Вас за рекомендации и полезные советы, ведь в то время, когда сидишь в зале, кажется, что все так просто. Во время выступления на тебя должно работать все: освещение, внешний вид, мимика и жесты, тембр голоса...Учу ребят не боятся публики, и сама учусь вместе с ними...
    С уважением, Заплитная Ольга Ивановна, МОУ "Гимназия № 6 г.Донецка", ДНР

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Ивановна!
      Очень рада, что материал пригодится, он "прожит-прочувствованный" лично, из опыта!))))
      Ребята тоже должны знать, как выступать, ведь многим потом нужно будет делать это во взрослой жизни!
      Рада Вашему отклику!

      Удалить
  4. Добрый вечер, Лилия Павловна! Как всегда много полезной почерпнула у Вас. Прекрасно работать с коллегами-наставниками,которые всегда помогут и словом и делом! Хотелось бы еще получить рекомендации и советы по составлению раздаточного материала для конференции. Если есть возможность - покажите и научите, как сделать оптимальнее и интереснее. Заранее благодарна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна!
      Ох, спасибо! А я многому учусь у Вас - до сих пор не решаюсь подойти спросить, как делаются чудесные презентации, что Вы как-то на педсовете показывали!)))
      Обязательно постараюсь, спасибо Вам за проявленный интерес!

      Удалить
    2. Анна Анатольевна, что-то больше никто интерес не проявил... Тогда Вам: http://geografo4ka.blogspot.ru/2018/01/blog-post_30.html

      Удалить
    3. Благодарю!Глаза разбегаются!!! Даже не могла ожидать такого количества и качества...Вы - ГУРУ!

      Удалить
    4. Анна Анатольевна, ну что Вы - я только учусь. Рада, что мой опыт пригодится и Вам! Будут советы или дополнения - не стесняйтесь, пишите! Одна голова хорошо, а две лучше!))))

      Удалить
  5. Выпускница Донецкой гимназии 6,это очень информативный и интересный блог,спасибо)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Рада, что у нас появляются новые гости в блоге!

      Удалить
  6. Литовченко Наталья31 января 2018 г., 22:48

    Очень интересная информация. Чувствуется профессионализм автора. Спасибо за желание поделиться!
    Учитель истории и обществознания Литовченко Наталья Анатольевна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья! Обратите внимание и на ссылку выше в комментариях... Уверена, тоже пригодится!

      Удалить
  7. По поводу презентаций - это моя боль, Лилия Павловна. На своих уроках по информатике детям всегда повторяю: "Ваша презентация должна Вас презентовать, а не дублировать вашу речь". Печально, что многие педагоги не знают меры. Казалось бы, такой очевидный совет, но, к сожалению, многие о нем забывают...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Алия Исмаиловна!
      Уверена, что многие учителя работают в этом направлении... И я на уроках рассказываю ребятам основные правила подготовки презентаций, борюсь с обилием мелкого текста, фонами и шрифтами. Но что поделать, будем учиться!))))

      Удалить
    2. Добрый день, Лилия Павловна!Большое спасибо за полезные советы. Они будут полезны людям, которые боятся выступать перед аудиторией. Гут Т.Г. , зам.директора по ВР МОУ "Гимназия № 6 г. Донецка"

      Удалить

Нам очень важно услышать Ваше мнение!