воскресенье, 31 декабря 2017 г.

Усложнять просто, упрощать сложно (Отчет по самообразованию А.А. Андреева)

Среди беспорядка найдите простоту;
среди раздора найдите гармонию;
в трудности найдите возможность...
Альберт Эйнштейн

В качестве направления моего самообразования я выбрал «Внедрение ФГОС в преподавании общественно-научных предметов 5-9 классов в условиях модернизации образования». Как видно, из названия, она довольно общая. Лично для меня привлекательна тем, что практически не имеет рамок, не сковывает мое самообразование, ведь по-настоящему творческий педагог может пойти по пути изучения архитектурного элемента, а закончить свое исследование изучением эстетических основ современного поколения, других извечных вопросов философии.
Мне всегда была интересна тема мировосприятия, особенностей логики людей прошлого и моих современников, поэтому эта тема нашла отражение в моем самообразовании.
Современное поколение отличается клиповым мышлением. Его обладатели воспринимают окружающий мир, как мозаику из практически не связанных между собой элементов. Причиной возникновения такой особенности сознания являются Интернет и СМИ. Всю информацию, которую мы получаем, нам преподносят в клиповом формате. Это рекламные ролики, короткие сюжеты, подборки новостей и так далее. Информация в интернете сильно фрагментирована и подается в удобной для восприятия форме – небольшими кусочками. Кроме того, у большинства людей основной канал воспринятая информации - визуальный, поэтому лекционная форма уроков, чтение больших фрагментов текста, для современных  школьников является весьма непродуктивным занятием.
Например, ниже представленный способ подачи информации с помощью мультимедийной презентации удручает. 


В соответствии с ФГОС (да и вообще) учителю для того, чтобы быть востребованным, эффективным, необходимо быть гибким. Он должен уметь планировать, организовывать самостоятельную деятельность учащихся, приводить ее к определенной системе, изменять способы подачи и закрепления информации. В достижении такой компетенции педагогу может помочь инфографика.

Инфографика - визуальное отображение данных или идей, содержащее небольшую по объему, но значимую и правильно оформленную информацию. Ее целью является донесение сложной информации быстрым и понятным образом. 
Ученики, в связи с тем самым клиповым мышлением, хотят как можно быстрее получить нужную им информацию, и использование инфографики является отличным способом удовлетворения этой потребности.
Приведу простой пример, перед вами два способа отображения одной и той же информации. 




Какой из них более наглядный и простой для восприятия? Думаю, ответ очевиден.
В своем самообразовании передо мной возник вопрос - какие методы мне помогут правильно использовать инфографику?
За помощью я обратился к геральдике. Она была призвана кодировать по определенным законам большое количество информации и поэтому как нельзя лучше подходит для нашей методики структурирования информации.
Геральдика в качестве основы инфографики довольно проста, ее может использовать как сам учитель, так и ученики для того, чтобы закрепить уже пройденный материал. Построение герба - метапредметная компетенция, ведь можно построить герб во время уроков любого учебного предмета. Герб может касаться как определенного человека, так и континента, страны, закона физики, химического элемента и даже настроения, что может послужить значительным подспорьем для психологической работы с учащимися.
Законы построения могут быть абсолютно любыми, однако я взял за основу геральдическую практику построения и немного ее упростил.  Мною были выделены следующие этапы построения информационных графиков:
1. Цель
2. Выделение информации, для кодирования ее в инфографике
3. Обозначение правил построения
4.Построение инфографики
5. Анализ результатов
6. Рефлексия
В качестве примера могу привести герб углерода, который составлялся на одном из моих мастер-классов, который я провел на форуме молодых педагогов.


Форма щита - шестиугольник, продиктована элементом, который мы выбрали  (гексагональное кольцо, которое образует углерод, этой форме соответствует кристаллическая решетка графена). Голова щита - вершина и сердце - середина, это самые главные области, поэтому в них должны быть расположены самые основные, самые ключевые понятия или взаимосвязи. На самую вершину участники моего мастер-класса поставили человека, т.к. углерод - это основной строительный кирпичик органики, а, соответственно, человек - углеродная форма жизни. В сердце разместили значок энергии, так как энергетические ресурсы - нефть и уголь, в основе которых лежит углерод, являются основой нашей современной цивилизации, без них не было бы промышленного переворота и научно-технических революций. В самом низу расположен алмаз, который используются в промышленности как режущий материал, и как ювелирное украшение.
В заключении хочу отметить, что это только одна из методик построения инфографики, надеюсь, эта методика будет полезна для других учителей.
Андреев Артём Александрович,
учитель истории и обществознания
МБОУ гимназии №18 

2 комментария:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Артем Александрович, очень интересно. В педагогической отрасли работаю уже очень давно, поэтому убеждена, что аксиома "все новое - хорошо забытое старое", непреложна. Однако Вам удалось меня удивить, приоткрыв завесу не в старое и не забытое. Буду с интересом ждать ваших следующих постов.

    ОтветитьУдалить